МБДОУ детский сад №2 "Теремок"
|
Жестокое обращение с ребенком в семье. Первые признаки.В наше время проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия становится все более и более актуальной. Даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулки. При этом, большинство родителей хорошо понимает, что такая тактика воспитания – это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка. Рассмотрим основные виды насилия и способы их распознавания.
Внешний вид: - множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня) и различную степень давности (свежие и заживающие); задержка физического развития (отставание в весе и росте), признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, сыпь).Основные типы травм: На теле - синяки, ссадины, раны, следы от прижигания предметами, горячими жидкостями, сигаретами или от ударов ремнем; повреждения внутренних органов или костей травматического характера. На голове - кровоизлияния в глазное яблоко, участки облысения, выбитые или расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах. Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить физическое насилие: Возраст 1.5 - 3 года: боязнь взрослых; редкие проявления радости, плаксивость; реакция испуга на плач других детей; крайности в поведении - от чрезмерной агрессии до безучастности.Возраст 3 года - 6 лет: примирение со случившимся, отсутствие сопротивления; пассивная реакция на боль; болезненное отношение к замечаниям, критике; заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость; псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых); негативизм, агрессивность; лживость, воровство; жестокость по отношению к животным; склонность к поджогам.Особенности поведения родителей и опекунов, позволяющие заподозрить физическое насилие: противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка и нежелание внести ясность в происшедшее; позднее обращение за медицинской помощью или инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица; обвинение в травмах самого ребенка; отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка; невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком; обеспокоенность собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребенка; рассказы о том, как их наказывали в детстве; признаки психических расстройств в поведении или проявлении патологических черт характера (агрессивность, возбуждение, неадекватность и др.).2. Сексуальное насилие или развращение - вовлечение ребенка с его согласия или без такового, в сексуальные действия со взрослыми. Таким образом, развращением считается не только собственно половой акт, но и широкий спектр других сексуальных действий. Особенности психического состояния и поведения детей, позволяющие заподозрить сексуальное насилие. ночные кошмары; страхи; регрессивное поведение (появление действий или поступков, характерных для младшего возраста); несвойственные характеру сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками; открытая мастурбация; несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении; беспричинные нервно-психические расстройства.3. Психическое (эмоциональное) насилие - периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие родителей (опекунов) и других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у него патологических черт характера или тормозящее развитие личности. К этой форме насилия относятся: открытое неприятие и постоянная критика ребенка; оскорбление и унижение его достоинства; угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия; преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка; предъявление к нему чрезмерных требований, не соответствующих возрасту или возможностям; ложь и невыполнение взрослыми обещаний; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.Особенности психического состояния и физического развития, позволяющие заподозрить эмоциональное насилие: задержка физического и умственного развития; нервный тик; энурез печальный вид; различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря массы тела, язва желудка, кожные заболевания, аллергическая патология).Особенности поведения ребенка, позволяющие заподозрить психическое насилие: беспокойство или тревожность; нарушение сна; длительно сохраняющееся подавленное состояние; агрессивность; склонность к уединению; чрезмерная уступчивость, заискивающе, угодливое поведение; угрозы или попытки самоубийства; неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников; плохая успеваемость; нарушение аппетита.Особенности поведения взрослых, позволяющие заподозрить психическое насилие над детьми: - нежелание утешить ребенка, который, действительно, в этом нуждается; - оскорбление, брань, обвинение или публичное оскорбление ребенка; - постоянное сверхкритичное отношение к нему; -негативная характеристика ребенка; - отождествление ребенка с ненавистным или нелюбимым родственником; -перекладывание на него ответственности за свои неудачи; -открытое признание в нелюбви или ненависти к ребенку. 4. Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость) – отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. Признаки, по которым можно заподозрить пренебрежительное отношение к е нуждам и интересам ребенка: -утомленный сонный вид, опухшие веки; -санитарно-гигиеническая запущенность, педикулез; -низкая масса тела увеличивающаяся при регулярном достаточном питании (например, во время пребывания в больнице или приюте); -задержка роста или общее отставание в физическом развитии; - задержка речевого и моторного развития, исчезающие при улучшении ситуации и появления заботы о ребенке; -выраженная пеленочная сыпь и обезвоживание, характерные для грудных детей; -частая заболеваемость вялотекущими хроническими инфекционными болезнями; -многократная госпитализация в отделения неотложной и скорой помощи; - повторные повреждения от случайных травм или отравлений. Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить пренебрежительное отношение к нему: - постоянный голод или жажда; - кража пищи; стремление любыми способами, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе – внимание взрослых;-требование ласки и внимания; -подавленное настроение, апатия; - пассивность; - агрессивность и импульсивность; -деликвентное (антиобщественное) поведение, вплоть до вандализма; - неумение общаться с людьми, дружить; -неразборчивое дружелюбие; - регрессивное поведение; - мастурбация; - трудности в обучении, низкая успеваемость, недостаток знаний; - низкая самооценка. Любой вид жестокого обращения с детьми (а чаще всего отмечается сочетание нескольких форм насилия) нарушает физическое и психическое здоровье ребенка, мешает его полноценному развитию. Как правило, причиной таких нарушений и отклонений служит насилие, переживаемое или пережитое много лет назад. Его последствия побуждают родителей или самих детей, ставших уже взрослыми, обращаться за помощью к специалистам. Сексуальное насилие и психическое (эмоциональнее) распознаются чрезвычайно трудно. Необходимо учитывать, что признаки, характерные для различных форм жестокого обращения с детьми, могут встречаться и при других состояниях или психических расстройствах. Поэтому при оценке каждого конкретного случая насилия над детьми следует рассматривать весь комплекс клинических симптомов, психических особенностей, социальных условий и обстоятельств, связанных с жестоким обращением. Автор: Мартынова Маргарита Александровна 4 сентября 2017 в 11:39
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.